Синодик павших на Куликовом поле
Конец XIV в.
Древнейший синодик — краткое перечисление имен павших на Куликовом поле — включен в пергаменный синодик главного храма русской митрополии — кремлевского Успенского собора. Начальные листы Успенского синодика относятся к концу XIV века, однако запись имен "избиенных от Мамая" была сделана позднее, вероятно, в 70-х годах XV века, во время подготовки стояния на Угре и свержения ордынского ига.
Нет оснований сомневаться в том, что список павших на Куликовом поле, хотя известен и в сравнительно поздних рукописях (второй известный список героев битвы датируется 1490—1493 годами), восходит к записям конца XIV — начала XV века, которые были использованы при составлении краткой летописной повести 1408 года.
Избь[енных] от Мамаа
Князю Феодору Белозерскому и сыну его Ивану, Костянтину Конановичю, убиенным от безбожнаго Мамая, веч[ная память].
И в той же брани избиеным Симеону Михайловичу, Никуле Васильевичу, Тимофею Васильевичу Валуеву, Андрею Ивановичу Серкизову, Михаилу Ивановичу, Лву Ивановичу, Семену Мелику и всей дружине ихь, по благочестию скончавшихся за святыя церкви и за православную веру, веч[ная память].
КОММЕНТАРИИ
Текст публикуется по рукописи, хранящейся в отделе рукописей Государственного Исторического музея (Синодальное собрание, № 667). Текст Успенского синодика впервые публиковался Н.И. Новиковым в 1788 году в "Древней Российской вивлиофике" (к сожалению, эта публикация неточна), а затем М.А. Салминой в 1966 году.
По поводу дополнений к древнейшей части синодика, куда включен список "избиенных от Мамая", существует мнение Г.Н. Моисеевой, датировавшей дополнения 20-ми годами XVI века. Однако почерк соответствующей статьи гораздо более архаичный и, по определению Л.М. Костюхиной, скорее относится к середине — второй половине XV века. В том же хронологическом пласте и, как кажется, тем же почерком вписано имя русского митрополита Филиппа (умер в 1473 году). Предварительно датируем старший список синодика "избиенных от Мамая" 70-ми годами XV века, не исключая возможности уточнить или изменить датировку после более тщательного анализа Успенского синодика в целом.
В 1490—1493 годах (дата установлена Б.М. Клоссом) Успенский синодик был скопирован для Волоколамского монастыря, и эта рукопись ныне хранится в Центральном государственном архиве древних актов (собрание Ф.Ф. Мазурина, фонд 196, опись 1, № 289). Волоколамский синодик включает первоначальный текст поминания, а в Успенском синодике, вероятно, в 20-х годах XVI века и, возможно, рукой митрополита Даниила было сделано дополнение: "Костянтину Конановичю" и другим (?) почерком приписано фамильное прозвище боярина Тимофея Васильевича ("Валуева").